Комплексные IT-решения для бизнеса
+7 (812) 642-74-62

CRM. Единая база клиентов

CRM: создаем единую клиентскую базу данных и повышаем лояльность клиентов.

Крупные торговые компании, имеющие несколько филиалов в регионе, как правило,  стремятся объединить информацию о своих клиентах в едином информационном пространстве.  Единая клиентская база облегчает работу с клиентами, проведение опросов, анализ клиентской базы, проведение маркетинговых мероприятий и анализ их эффективности.

Представим ситуацию, когда клиент, который обслуживался в филиале А, обратился в филиал Б компании для предоставления услуг.  Оператор вводит данные клиента в локальную базу филиала Б. Проходит несколько месяцев и руководство компании решает провести опрос клиентов о качестве оказанных услуг во всех филиалах. В нашем примере клиента будут опрашивать о качестве услуг дважды. А если его данные есть в 10 филиалах? Или клиент попросил не использовать его данные для рассылок в филиале Б – оператор установил соответствующую галочку в базе, но в остальных филиалах о просьбе клиента ничего не известно.  И даже, если информация о просьбе клиента обойдет все филиалы – велик риск, что просьба клиента не будет удовлетворена. В итоге, клиент, просьбы которого «игнорируются», становится менее лояльным к компании.

Ситуаций из приведенных примеров не возникло бы, если бы все филиалы компании работали с единой клиентской базой в едином информационном пространстве.

Что же делать, если все филиалы компании работают с локальными клиентскими базами, как идентифицировать и объединить клиентов?

На первый взгляд, ответ на поверхности – соединяем информацию из всех баз и, сравнив контактную информацию, объединяем клиентов по этому признаку.  Но, у данного алгоритма есть ряд недостатков:

  1. Один и тот же клиент в разных филиалах может оставить разные контактные данные и в этом случае не произойдет автоматической идентификации при слиянии информации из баз данных.
  2. Ошибки операторов при вводе данных. Если оператор при вводе данных клиента сделал орфографическую ошибку, автоматическая идентификация также становится невозможна.
  3. Разный формат контактной информации. Даже если клиент предоставил одни и те же данные, оператор может ввести данные в разном формате. Например, название города может быть внесено как «Санкт-Петербург» или «СПб».

Для того чтобы в любом филиале однозначно определить клиента, необходим уникальный идентификатор. Примером уникального идентификатора могут являться:

  1. Дисконтная карта с уникальным номером
  2. Номер документа (например, номер договора купли-продажи или страхового полиса)
  3. Клиентский номер.  При осуществлении покупки клиенту выдается уникальный номер, который он озвучивает в дальнейшем при совершении покупок.

Если в компании работает программа лояльности с использованием дисконтных карт,  то идентифицировать клиента становиться намного проще. Самый лучший вариант – если используются дисконтные карты с магнитной полосой, без которых невозможно произвести покупку со скидкой. Данные клиента могут считываться автоматически с карты. Кроме того, если клиент не захочет оставлять свои контактные данные, можно подарить ему карту, зарегистрировав в базе только фамилию, имя и номер карты. Принципы учета могут быть разными, например по карте можно просто получить скидку или накопить бонусные баллы, можно передавать карту другим лицам для накопления бонусов или карта является именной и ее может использовать только владелец.

Примером использования уникального номера документа в качестве идентификатора являются компании-провайдеры. С клиентом заключается договор на длительный срок и при обращении в техподдержку клиенту необходимо назвать номер своего договора.

Если компания не использует дисконтные карты и с клиентом может быть заключено более одного договора можно использовать уникальный клиентский номер.

Итак, для нашей компаний в рамках задачи по созданию единой клиентской базы, мы предполагаем следующий набор действий:

  1. Формирование группы операторов для работы с единой клиентской базы.
  2. Создание новой базы данных, с доступом для всех филиалов.
  3. Номер именной дисконтной карты клиента приравниваем к уникальному идентификатору.
  4. Импорт данных из локальных баз филиалов в новую единую базу, автоматическая синхронизация данных.
  5. Обработка данных, не подлежащих автоматической синхронизации.

Давайте разберемся с пунктами 4 и 5. В локальных базах филиалов уже есть данные клиентов, нам необходимо выявить тех клиентов, которые оставляли свои данные в разных филиалах и объединить их.  Подразумевается, что в каждой из локальных баз большой объем информации. При небольших объемах может оказаться более эффективной ручная работа операторов. Но, в нашем случае есть необходимость автоматической синхронизации.

Какой эффект мы хотим получить от автоматической синхронизации? Вспоминая универсальный принцип Парето про «20/80» мы хотим применив 20% усилий получить 80% результата. Если на выходе нам удастся синхронизировать 80% всей клиентской базы – будем считать этот метод эффективным.

Учитывая, что в качестве уникального идентификатора выступает номер дисконтной карты, мы увеличиваем эффективность автоматической синхронизации.  Например, в данных клиента совпали фамилия, имя и отчество, а номер телефона различается. При этом, в базах-источниках на данного клиента зарегистрирована одна и та же дисконтная карта. Таким образом, система «понимает», что в единой базе необходимо из двух клиентов «сделать» одного. Конечно, данный метод будет эффективен только в случае, если одному клиенту соответствует только одна дисконтная карта.

Те данные, которые система не сможет синхронизировать автоматически, будут переданы специальной группе операторов, отвечающих за чистоту данных в единой клиентской базе.

Итак, на 80% единая клиентская база заполнена, ведется работа по синхронизации оставшихся 20%, дальше дело техники. Можно импортировать историю клиентов из локальных баз и в едином информационном пространстве оценивать покупательскую активность. Можно проводить анкетирования клиентов, при этом располагая информацией о «перемещении» клиента между филиалами компании в режиме он-лайн.

Все пожелания и жалобы клиента также фиксируются в одной базе и отображаются в истории взаимоотношений. Если клиент обратится в клиентский центр, история его взаимоотношений с любым из филиалов будет доступна оператору.

Помните, что лояльность клиента формируется на основе множества факторов и чтобы управлять этими отношениями, необходимо знать своего клиента.

Светлана Аверина